+7 915 055-03-05
+7 (496) 258-5005
работаем с 10:00 до 18:00
обед с 13:30 до 14:30
+7 915 055-03-05
+7 (496) 258-5005
К.А. Печко, нотариус Щёлковоского нотариального округа Московской области, член комиссии по информационным технологиям Московской областной нотариальной палаты.
В статье рассмотрены вопросы о порядке получения сведений государственного кадастра недвижимости в электронном виде с сайта Росреестра и о правомочности применения таких сведений нотариусами для совершения нотариальных действий. Для этого проведен анализ федеральных законов «Об электронной подписи», «О государственном кадастре недвижимости», а также приказов Минэкономразвития России.
Ключевые слова: кадастровый паспорт в электронном виде, XML, Федеральный информационный ресурс Росреестра.
К.А. Pechko, Notary, Member of the Commission for Information technologies of the Moscow regional Chamber of Notaries
The article describes the procedure for obtaining a state real estate cadastre information in electronic form from the website of Rosreestr. The second issue under consideration — on the legality of the use of such information by notaries for notarial acts, for this analysis of the federal laws "On electronic signature", "On State Real Estate Cadastre" and orders Ministry of Economic Development of Russia.
Key words: cadastral passport in electronic format, XML, federal information resources.
С 12 октября 2015 года вступает в силу статья 47.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате1, в соответствии с которой нотариус обязан получать самостоятельно сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) и сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН). Более того, в статье подчеркнуто, что «нотариусы не вправе требовать представление таких сведений от обратившегося за совершением данного нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица». То есть, требование нотариуса предоставить кадастровый паспорт или выписку из ЕГРП будет являться нарушением закона.
Возможность получать сведения ЕГРП в электронном виде сегодня есть у каждого нотариуса через единую информационную систему нотариата. Возможность получать сведения ГКН в электронном виде также есть у каждого нотариуса через веб-сервис сайта Росреестра, который расположен по ссылке: http://rosreestr.ru/wps/portal/cc_ib_inforesurs_GKN (далее — Сервис).
Для работы с Сервисом необходимо пройти несложную процедуру регистрации, получить уникальный ключ доступа и заранее произвести оплату сведений ГКН. Причем стоимость таких сведений гораздо ниже стоимости сведений на бумажном носителе, например, 100 кадастровых паспортов можно получить за 200 рублей. В руководстве пользователя подробно описан порядок получения уникального ключа доступа и порядок оплаты. Руководство можно скачать по ссылке http://rosreestr.ru/cc_ib_dostup_ir_GKN/Rukovodstvo_fiz.pdf, прочтение руководства поможет избежать множества вопросов, возникающих при работе с Сервисом.
Как указано в руководстве пользователя, Сервис отлажен для браузера Google Chrome2, который можно бесплатно скачать в Интернете и установить на свой компьютер. В браузере необходимо разрешить отображать всплывающие окна для сайта rosreestr.ru. Замечу, что при работе с Сервисом, могут наблюдаться сбои.
Результатом работы Сервиса является ZIP-файл3, который нотариус скачивает на свой компьютер. Структура ZIP-файла представлена на рисунке 1. Как видно из структуры, усиленной квалифицированной электронной подписью подписывается вложенный ZIP-файл, который и содержит сведения ГКН в виде XML-файлов. В таком вложенном и подписанном электронной подписью ZIP-файле может быть несколько сведений ГКН, соответственно несколько XML-файлов.
Рис. 1 Ответ сервиса: ZIP-папка, структура.
После скачивания файлов, нотариусу необходимо проверить электронную подпись. Сделать это можно в программе КриптоАРМ, а также в АРМ «Экспресс», воспользовавшись функцией проверки подписи к электронному документу (для этого выберите в меню: Подсистемы → Электронный документ → Проверка подлинности электронного документа). Результат успешной проверки электронной подписи в программе «Экспресс» на рисунке 2.
Рис. 2 Проверка подписи в АРМ «Экспресс».
Раздел проверки подписи на сайте Росреестра не пригоден для проверки подписи к ZIP-файлам, которые мы получаем, так как настроен на проверку электронной подписи только к XML-файлам. Нужно заметить, что для того чтобы подпись считалась квалифицированной, для создания и проверки подписи в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 6.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон об электронной подписи) должны использоваться средства, получившие подтверждение соответствия требованиям, указанным в приказе ФСБ России от 27.12.2011 № 7964. Таким средством является средство криптографической защиты информации (СКЗИ). Во всех нотариальных конторах на компьютерах установлено СКЗИ, это крипто-провайдер КриптоПро CSP, который используется в программах еНот и «Экспресс». Таким образом, проверить электронную подпись можно в программе «Экспресс», но при этом мы не увидим изображение кадастрового паспорта (рис. 2). Увидеть и распечатать кадастровый паспорт в «человекочитаемом» формате можно как раз в разделе проверки электронной подписи на сайте Росреестра по адресу https://rosreestr.ru/wps/portal/cc_vizualisation.
Рис. 3. Загружаем небезопасные скрипты для того, чтобы распечатать план земельного участка.
Во-первых, при проверке подписи, мы увидим, что кадастровый паспорт подписан усиленной квалифицированной электронной подписью органа кадастрового учета (рис. 2), а не должностного лица. Можно ли использовать такой кадастровый паспорт? Как следует из пункта 3 статьи 4 Закона об электронной подписи, недопустимо признание электронного документа не имеющим юридической силы только на основании того, что электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания в информационной системе. То есть само по себе подписание документа электронной подписью автоматическим способом не лишает документ юридической силы, и это прямо закреплено в законе.
Второе: каким нормативным актом происходит «наделение» юридической силой кадастрового паспорта, полученного с веб-сервиса Росреестра? Пункт 7 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о ГКН): предусматривает порядок предоставления сведений, внесенных в ГКН, который должен быть утвержден органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Такой порядок утвержден приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 № 75 «Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости» (далее — Порядок). Пункт 28 Порядка гласит: «При предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде электронного документа, такой документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью органа кадастрового учета»5. То есть подписание кадастрового паспорта электронной подписью органа кадастрового учета, а не подписью должностного лица соответствует Порядку, а значит, и соответствует Закону о ГКН. Заметим, что в ранней редакции пункт 28 Порядка звучал так «При предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде электронного документа, такой документ заверяется электронной цифровой подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета»6. Этим же Порядком предусмотрено, что сведения, внесенные в ГКН, предоставляются в виде электронного документа, который направляется органом кадастрового учета заявителю посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов, по запросам, представленным в электронной форме с использованием веб-сервисов на сайте Росреестра. Помимо названного Порядка, существует приказ Минэкономразвития от 07.11.2012 № 716 , которым утвержден порядок предоставления сведений ГКН посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу. Эти нормативные акты придают юридическую силу электронным кадастровым паспортам, полученным с портала Росреестра.
Третье: а соответствует ли электронная подпись без указания должностного лица статье 6 Закона об электронной подписи? Согласно п.6 ст. 6 этого Закона информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. А нужно ли нам признание кадастрового паспорта в электронной форме равнозначным бумажному? Считаю, что не нужно, потому что электронная форма уже закреплена нормативными актами. Подобное признание нужно, когда документ в нормативных актах предусмотрен лишь в бумажной форме, а мы хотим получить в электронной. Кадастровый паспорт, подписанный электронной подписью должностного лица, в соответствии со статьей 6 Закона об электронной подписи как раз и можно считать равнозначным документу на бумажном носителе.
Более того, в дальнейшем документов в бумажной форме будет все меньше, а в электронной больше. Пример: в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступающего в силу 1 января 2017 года, реестры Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП, будут вестись только в электронной форме. Другой пример: согласно пункту 14 статьи 62 названного закона сведения ЕГРН, если нотариус запросит их в электронной форме, будут предоставляться в электронной форме незамедлительно. То есть пока нотариус будет готовить договор, к нему будут приходить сведения ЕГРН и это, как я думаю, будет наиболее востребованной формой получения сведений ЕГРН.
В соответствии с пунктом 203 Правил нотариального делопроизводства (далее — ПНД)7 при наличии электронных документов, которые необходимо приобщить к делу, составленному из документов на бумажном носителе, в дело помещается изготовленная на бумажном носителе копия электронного документа с указанием полного имени файла и места хранения данного электронного документа. Этот способ приобщения электронных документов к бумажному делу наиболее понятен, нагляден и позволяет нам безошибочно исполнить ПНД (рис. 4) в отличие от второго способа, предлагаемого ПНД, когда в дело помещается ссылка на место хранения электронного документа, содержащая полное имя файла и уникальный регистрационный номер документа. Проблема второго способа в том, что ПНД не раскрывают понятия ссылки, а также возникает вопрос: что считать уникальным регистрационным номером документа? номер ли это номер, присвоенный в книге входящей (исходящей) корреспонденции, или это уникальный номер документа в единой информационной системе, который появляется лишь в приложениях № 34, № 35 к ПНД (электронные журналы входящей и исходящей корреспонденции)?
В ПНД созданию и хранению электронных дел посвящено две строки. Поэтому можно лишь рекомендовать нотариусу издать внутренний акт с указанием места хранения электронных дел с электронными документами. Также можно порекомендовать в конце года записать второй экземпляр электронных дел на оптический диск, поместить диск в футляр с обложкой, на которой разместить выдержку из номенклатуры. Такой способ хранения позволит избежать недостатков хранения электронных документов на компьютере, таких как случайное удаление, выход из строя жесткого диска, несанкционированный доступ из сети Интернет, вирусная опасность. Качественные оптические диски позволяют сохранить информацию на десятилетия.
Тема организации хранения электронных документов выходит за рамки этой статьи. Стремительное развитие информационных технологий, требует принятия нормативных актов в сфере организации хранения электронных документов. Наиболее актуальным в этой сфере нормативным актом является Приказ Министерства культуры от 31 марта 2015 г. № 526 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»8 (далее — Приказ Минкультуры № 526).
Согласно определениям, данным в Приказе Минкультуры № 526, электронные дела являются совокупностью контейнеров электронных документов или контейнером электронного документа, а архивные электронные документы хранятся и учитываются в виде контейнеров, контейнер электронного документа содержит контент и метаданные электронного документа, файлы электронных подписей и визуализированную копию текстового электронного документа в формате PDF/A. Определение электронного дела достаточно очевидно, понятно и удобно, а вот контейнер со сведениями ГКН, получаемый через Сервис, не содержит метаданные и визуализированную копию в формате PDF/A, однако визуализированная копия находится в бумажном деле нотариуса, а XML-файл, являясь по факту контентом, в широком смысле можно считать метаданными, пример: XML-документ легко найти машинным способом по содержащемуся в нем кадастровому номеру, дате, номеру документа и т. д. Заметим, что в нормативных актах отсутствуют требования к содержанию метаданных.
В соответствии с Приказом Минкультуры № 526, в процессе хранения электронных документов в архиве организации не реже одного раза в 5 лет производится технический контроль физического состояния носителей электронных документов и воспроизводимости электронных документов, а обязательными условиями хранения электронных документов являются:
Возможность получать и сохранять сведения ЕГРП и ГКН в электронной форме, прежде всего, была необходима нотариусам. Обязав нотариусов получать такие сведения, государство повысило привлекательность нотариальной формы сделок с недвижимостью. Сегодня нотариат стоит на пороге перевода большинства своих процессов в электронную форму, и наградой за преодоление трудностей, связанных с таким переводом, будет востребованность нотариата обществом и государством в будущем.
Рис. 4.